«Странники» - нескучная история про скучный космос

Обложка 1-го тома манги «Странники»
Многообразие жанров любого пласта творчества всегда удивляет. Не исключение японская манга. По крайней мере общепринятые в России и на западе жанры для её обозначения. Например, жанр повседневность. Что он отражает? Что-то обычное, монотонное, что каждый из нас уже сто раз видел или слышал. Но как же, создавая произведение, которое можно охарактеризовать словом «повседневность», сделать интересным? Кто-то раскрывает характеры героев и показывает их отношения, как Инио Асано. Кто-то показывает шизофрению, как Тацухико Такимото в «Welcome to NHK». Кто-то показывает сумасшествие и оторванность от реальности как Дзиро Мацумото. Юкимуро Макота создал свою особенную повседневность — космическую.
Ай Танабэ
Манга «Planetes» («Странники») описывает жизнь команды космического корабля DS — 12. Вы возможно представили нечто в духе «Армагедона» или «Стар Трека». Не правильно. DS — 12 — это корабль-мусорщик, он предназначен для сбора космолома, чем и занимается его команда на протяжении большей части сюжета этой манги.

Википедия приводит следующие цифры. В настоящее время в районе низких околоземных орбит вплоть до высот около 2000 км находится, по разным оценкам, порядка 220 тыс. (300 тыс. по данным Управления ООН по вопросам космического пространства, октябрь 2009) техногенных объектов общей массой до 5000 тонн. На основе статистических оценок делаются выводы, что общее число объектов подобного рода (поперечником более 1 см) достаточно неопределенно и может достигать 60 000 − 100 000.
Синдром Кесслера
Я даже никогда не задумывался о подобной проблеме, но когда услышал, сразу же оценил масштаб. Во всей это истории есть такое понятие, как Синдром Кесслера. Это гипотетическое развитие событий, описанное впервые сотрудником NASA Дональдом Кесслером. Суть в том, что каждый искусственно запущенный в космос объект, который зафиксировался на определённой орбите, является потенциальмусором. Потому что такие устройства разрушаются на самой орбите. Частицы разлетаются в разные стороны и при попадании в другие космические объекты могут их так же разрушить. Получается некая геометрическая прогрессия. Вспомните фильм «Гравитация» фильм хорошо описывает эту проблему. Манга вышла гораздо раньше и там тоже это отлично показано.
Фай Кармайкл
Герои манги «Странники» вносят свой незначительный труд в решение этой проблемы. Время действия 2075 год. Не сказать, что космический мусор — это главная проблема, но его много и с ним стараются боротся. Изначально персонажи ругают свою работу, говоря, что это самое ужасное, чем можно заниматься в космосе. Возможно первое время их и преследовала романтика и эйфория космоса. Но мы наблюдаем тот временной промежуток, когда космос стал уже рутиной. Когда можно найти работу на ближайших планетах пользуясь местными аналогами «superjob» и «hh». Но со временем их точка зрения несколько меняется. Потому что сами персонажи изменяются внутри с развитием сюжета. Их работа с одной стороны невероятная рутина. Они дворники, но в масштабах космоса. Убирать территорию разве весело?
Юрий Михалков
В команду DS — 12 входят четыре человека: Хатирото Хосино (Хатимаки), Ай Танабэ, Фай Кармайкл, Юрий Михалков. Но история на них не зацикливается. Они конечно главные персонажи, но нам показывают большое количество второстепенных героев, которым уделяют целые главы и сюжетные линии. Персонажи у автора все получились на славу, за ними интересно наблюдать, они очень живые и правдоподобные. Начинаешь верить в эту их космическую рутину. Саму мангу, несмотря на то, что повествование линейное и полностью взаимосвязано, можно разделить на отдельные истории разной длины. Например отлично вливается в общий сюжет экстра об отце Хатирото и то, как он выбирал имя для будущего сына. Великолепна история компаса Юрия. Так же очень интересно наблюдать акт неповиновения Фай в последнем томе, который сопровождают флешбэки о её дяде. Все герои прописаны на удивление реалистично. Ты с ними живёшь и работаешь в их нелёгком деле. Примечательно ещё то, что автор не акцентирует внимание на каких-то главных персонажах. Создаётся впечатление, что каждый из героев главный, просто кто-то большее, а кто-то меньшее количество глав.
Странник Хатирото
В этой своей работе Макото экспериментирует с подачей сюжета и раскрытием персонажей. Моменты экшена чередуются со спокойными сюжетами. Всё это составляет цельную гармоничную историю. Он не боится пускаться в обыденность, потому что здесь на ней построен сюжет, нам могут спокойно показывать пол главы, как герои занимаются своими домашними делами. А потом на протяжение нескольких глав показывать, как всё летит к чертям. Юкимура рискует и отпускает героев путешествовать по своему сознанию. Они познают себя в новом ключе и раскрывают себя иначе. И это абсолютно логично. Ведь герои целыми днями слоняются по космосу, собирая балки, обшивку и прочий мусор. И когда они спускаются на Землю к семье, они так же думают о космосе. Он их неразрывно преследует. Потому что он всегда рядом. Космос лучше любого психолога помогает понять себя, осознать свои сильные и слабые стороны.

Но при этом манга не зациклена на космосе. На протяжении всех 4 томов мы встречаем большое количество шуток. Юмор не разрывно связан с этой историей. И что приятно у каждого героя он свой особый. То есть можно смеяться как над глупостью Хатирото, так и над фразами, которые говорит всегда спокойный Юрий. Юмор не тривиальный и всегда как бы между делом. И от этого ещё более хорош.
Так добавляет интриге главная романтическая линия, которая идёт от первых и до последних главы. Она сразу же прослеживается и держит вас в напряжённом состоянии. Автору не откажешься в мастерстве смешивания разных компонентов. Он умудрился создать космическую повседневную экшен-комедию с хорошей романтической линией и отличнейшими психологическими трипами.
Хатирото
Рисунок тоже очень хорош. Чувствуется простота, но при этом, когда Макото показывает космос, огромные конструкции или какие-то необычные сцены, они выглядят впечатляюще.
По этому произведению сняли отличный аниме-сериал. Я изначально познакомился именно с ней и она меня тронула до глубины души. Позже я начал читать мангу. Которая оставила такой же отчётливый след. Но знаете в чём особенность? Это разные произведения. Сюжет имеет много общих линий, персонажи те же самые, но ощущения и послевкусие иное. Я не могу сказать что что-то лучше, а что-то хуже. Просто иное. «Странники» — это то произведение, которые вы не сразу заметите. Автор ни смотря на свою гениальность, только недавно стал набирать популярность. Манга про сборщиков космического мусора была его первым крупным дебютом. И знаете что? Это дебют как нельзя лучше характеризует творчество Макото и несёт свой особый колорит, который у многих модных авторов отсутствует. Мангака смешивает очень разные линии и сюжетные ходы, он мастерски миксует разноплановых персонажей, преподнося каждого из них под разными углами, даже рисунок его отличается глубиной и простатой одновременно. Сложно всё это уложить в одном произведение причём всего в 4 томах. Но это так. «Странники» — не то произведение, которое вы сразу заметите. Но его вы обязательно запомните.
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.